Статьи

Вы сидите на своей кухне в Якутске, к вам входит трехмерная голографическая модель известного столичного профессора и читает увлекательную лекцию. Фантастика? Да. Но к чему-то такому определенно рано или поздно приведет бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании.

В 1997 году Минобрнауки РФ запустило эксперимент, доказавший, что дистанционное образование имеет право на существование. В законе об образовании появились дополнения, которые позволяют вузам проводить "опосредованные занятия" и выдавать дипломы государственного образца по результатам обучения, проводившегося с применением дистанционных технологий. Дистанционное образование предлагают многие государственные и частные вузы, однако в дипломе оно чаще всего называется "заочным с использованием дистанционных образовательных технологий". Например, такая практика есть в известном государственном вузе — РУДН. Институт международных программ (ИМП) университета — одновременно головная организация программы Минобрнауки "Создание системы открытого образования" и базовая организация СНГ по дистанционному обучению. Здесь знания на расстоянии передают будущим юристам, журналистам, управленцам и психологам.

Идея получения образования в дистанционной форме особенно хороша для жителей глубинки, получающих возможность прослушать курс лекций, которые читает столичный преподаватель. В процессе обучения студенты получают учебные программы, материалы для самоконтроля, письменные контрольные и тестовые задания, списки экзаменационных вопросов по каждой дисциплине, материалы для работы на практиках, а также диски с курсами лекций и трудами классиков. Передача информации от студента в головной вуз осуществляется как с использованием традиционных средств связи (почта), так и с использованием телекоммуникационных каналов (электронная почта, интернет). Но экзамены проходят очно, таковы требования Минобрнауки РФ.

В Московском институте экономики, менеджмента и права (МИЭМП), дистанционное обучение ведется полностью через систему дистанционного обучения. Выпускники также получают диплом о заочном высшем образовании. Центр дистанционных образовательных технологий в вузе открылся пять лет назад. "В основном это второе высшее или обучение после колледжей и техникумов, но мы также принимаем студентов на старшие курсы, "— рассказывает Павел Каллиников, начальник информационно-методического центра МИЭМП.

Технически процесс обучения выглядит так: студент получает пароль доступа к системе и заходит в нее через сайт института. В левой части страницы — оглавление и инструменты управления курсом (методический раздел, информация о пройденных тестах и вспомогательная информация), в правой части — текст с гиперссылками на Wikipedia и разные сервисы Google. "Студенты изучают интерактивные электронные курсы, которые мы для них разрабатываем, по ходу изучения этих материалов они общаются с тьюторами — преподавателями в системе дистанционного обучения,— говорит Павел Каллиников.— В системе — электронные курсы и тесты. У каждого студента — несколько контрольных точек по каждой дисциплине. Тесты можно решать в любом месте, где доступен интернет. Вместо семинаров — дискуссии на учебном форуме и консультации по почте". Называются такие семинары вебинарами.

В вузовской аудитории студент должен появиться однажды — для защиты диплома. "Нормативные документы обязывают нас к этому,— отмечает Каллиников.— Но все прочие контрольные точки — удаленно".

В большинстве случаев, однако, дистанционные формы преподносятся не как основа высшего образования, а как нечто вспомогательное. Пример — концепция системы дистанционного обучения национального масштаба, которую Федеральное агентство по образованию представило в 2007 году. В ее основе — анализ опыта ведущих зарубежных университетов и наработки Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ). Программное обеспечение сделала группа "Астерос".

Система Asteros.EDU охватывает 12 вузов в десятке городов, это более тысячи курсов по различным, в основном гуманитарным специальностям. Обучение доступно более чем 30 тыс. студентам. До конца года к системе присоединятся еще восемь вузов. "В российском законодательстве понятия системы дистанционного обучения не закреплено, поэтому при выпуске студенты, посещавшие курсы, получат обычные дипломы",— говорит Андрей Гусев, директор по развитию Санкт-Петербургского филиала группы "Астерос".

Каждый пользователь системы, рассказывает Андрей Гусев, имеет свой сетевой "личный кабинет", где он настраивает необходимые инструменты, например средства общения, способы групповой работы. В системе сохраняется вся история работы в ней, а информация об успеваемости передается в интегрированную систему вуза. Преподаватели разрабатывают там учебные курсы, используя для этого материалы разного формата — тексты, видео, аудио и т. д. Они также публикуют расписания занятий, рассылают задания студентам, проводят тестирование, контрольные работы и даже экзамены. В системе преподаватели выставляют и баллы. Студент в режиме реального времени получает информацию о своей успеваемости. Причем в любой точке мира, где есть интернет. Правда, напомним, речь идет о вспомогательных курсах — традиционные занятия в вузах—участниках программы никто не отменял.

Курс на дистанцию

В ГУ-ВШЭ дистанционными образовательными проектами ведает Высшая школа бизнес-информатики (ВШБИ) — это шесть программ повышения квалификации в области IT. Если пройти все — выдадут удостоверение ГУ-ВШЭ государственного образца о повышении квалификации по программе "Управление IT-проектами". "Слушатель самостоятельно изучает материалы, проходит тестирование в удобное для него время,— рассказывает директор ВШБИ Александр Олейник.— Есть возможность задавать вопросы преподавателю по электронной почте. Для заочного образования дистанционная модель очень перспективна. Это дешевле для слушателей, позволяет привлечь аудиторию из регионов. Другое преимущество: электронные курсы легко обновлять, отслеживая последние изменения. Заочная бумажная система в этом смысле очень консервативна".

Переводу на дистанционную форму всех программ обучения мешает правовое поле. "Нормативные документы позволяют это делать с короткими программами, но даже курс профпереподготовки на 500 часов мы не можем организовать в дистанционном виде,— говорит директор ВШБИ.— Пока четких юридических документов от Минюста или Минобрнауки не существует. Есть документы, которые говорят, что вузы на свое усмотрение и под свою ответственность могут использовать формы дистанционного образования, но не везде".

Другой пример дистанционных курсов повышения квалификации — программы "Дирекции спортивного обучения": курсы фитнеса, на которых можно получить специальность инструктора-воспитателя детского клуба и тренера тренажерного зала. В разработке — курсы по другим спортивным программам.

Дистанционное образование в России развивается и за счет корпоративных программ. "Если речь идет о большой компании с офисами по всей стране и за границей, дистанционное образование незаменимо",— говорит Павел Каллиников из МИЭМП.