Статьи

Ольга Петрова, The Career Forum

CF: Какие в вашей компании существуют возможности для карьерного старта?


М.С.: В связи с ростом бизнеса у нас постоянно появляются стартовые позиции практически во всех направлениях: операционном (планирование, закупки, производство, логистика, склад, доставка и транспорт), продажах, маркетинге, отделе персонала, финансах, информационных системах, юридическом, административной поддержке. Часто стажеры приходят на места тех сотрудников, которые получили повышение внутри компании в результате реализации их индивидуального плана развития.


CF: Почему вам интересна аудитория выпускников и старшекурсников?


М.С.: В вузе их научили «работать головой» и дали базовые теоретические знания. Отсутствие опыта работы позволяет последовательно научить их «с нуля», как правильно работать на практике.


CF: Как организована работа с ними? Существуют ли у вас специальные стажерские программы?


М.С.: Каждая стажерская позиция открывается, исходя из реальных потребностей бизнеса. Например, если появляется необходимость решить определенные задачи и выполнить какую-то работу. Обычно стажировка длится три месяца. На этот период заключается временный трудовой договор. Каждый стажер «прикрепляется» к наставнику, который помогает не только в профессиональном плане (знакомит с обязанностями, объясняет, как взаимодействовать с другими отделами), но и адаптироваться к корпоративной культуре компании.


CF: Продолжаете ли вы сотрудничать с молодыми специалистами после окончания стажировки?


М.С.: Безусловно, любая позиция открывается с учетом того, что потом мы возьмем стажера на постоянную работу. Просто так обучить его, вложить время, силы, средства, и пустить на все четыре стороны компании неинтересно. Трех месяцев достаточно, чтобы присмотреться к человеку и понять, насколько он подходит к работе в нашей компании и к ее ритму. По окончании стажировки мы организуем презентацию, на которой стажер рассказывает, какой результат он принес компании и какой результат стажировка принесла лично ему. Основываясь на этом, а также мнении о стажере его наставника и руководителя отдела, мы принимаем решение о предложении стажеру постоянной работы.


CF: Многим ли удается остаться в компании?


М.С.: Не менее 50%. Иногда мы приглашаем стажеров на позиции, заведомо зная, что пока не сможем оставить их в компании — например, если срочно нужна замена отсутствующего сотрудника или работник для временного проекта. В таких случаях мы сразу предупреждаем, что не сможем на 100% гарантировать трудоустройство на постоянной основе, но в течение какого-то времени после успешного окончания стажировки будем держать их на примете и при первой возможности предложим постоянную работу.


CF: А можно во время стажировки перейти из одного отдела в другой?


М.С.: Такой вариант возможен. Иногда мы предлагаем перейти на другие направления успешным стажерам, которым не можем предложить постоянную работу сразу после окончания стажировки.


CF: По каким критериям осуществляется отбор «юных дарований»?

М.С.: Прежде всего, смотрим на качество образования. Иногда нам приходится проводить специальные тесты – практические задания, позволяющие выявить знание основного предмета. Большой плюс — если человек учится по тому направлению, в котором хочет работать. Ценятся также и хорошие компьютерные навыки. Очень важна готовность много работать в напряженном ритме – ведь для того, чтобы компания оставалась лидером на рынке, от всех сотрудников требуется большая самоотдача. У кандидатов на стажировку должна быть активная жизненная позиция, они должны быть энергичными, амбициозными и уметь добиваться поставленных целей.


CF: Как лучше подготовиться к первому интервью?


М.С.: Конечно, всегда приятно, когда перед собеседованием люди не ленятся зайти на сайт и изучить информацию о компании. Это приятно, но не более того. Главное, чтобы они владели всеми необходимыми для нас навыками и были готовы к проверке. Например, если мы хотим выяснить, насколько человек готов работать в условиях многозадачности, спрашиваем, был ли он раньше в таких ситуациях, просим описать их суть и рассказать, что именно и как он делал, каков был результат. Надо быть готовым подтвердить каждую строчку в резюме. Если вы пишете, что вы активны, быстро обучаетесь, лидер по натуре, — придется доказать, что это действительно так.


CF: Как вы думаете, надо ли на этапе вуза планировать карьеру?


М.С.: Надо иметь максимально возможное представление о своей будущей карьере. Стажировка призвана убедить вас либо в том, что выбранная вами работа и компания подходят вашим ожиданиям и личностным установкам, либо показать, что направление, в котором вы решили себя попробовать - это не совсем то, чем бы вам хотелось заниматься.


CF: Насколько легко попасть на стажировку в вашу компанию?


М.С.: Система отбора, которая у нас существует, не очень простая, но и не очень сложная — она не призвана запутать людей и создать впечатление о том, что в компанию Coca-Cola невозможно «пробиться». Мы открыто предоставляем кандидатам любую информацию — если им интересно, на каком этапе рассмотрения находятся их кандидатуры, они всегда могут позвонить нам.


CF: Какие советы вы можете дать начинающим карьеристам? Каких ошибок им надо избегать?


М.С.: Часто выпускники вузов неправильно себя позиционируют. У многих наблюдается «болезнь менеджера» или «болезнь маркетинга» — они непременно хотят работать менеджерами и маркетологами, часто не представляя себе, что стоит за этими названиями.
Если вы получаете образование по направлению менеджмент, это не значит, что вы выйдете из вуза готовым менеджером. Повальное же увлечение маркетингом привело к перенасыщению рынка желающими работать в этом направлении. Карьерные ожидания должны исходить прежде всего от ваших возможностей. Надо понимать, что в крупной компании вам смогут предложить сначала лишь стартовые позиции. Правильная карьера не может быть быстрой. В нашей компании путь от торгового представителя до генерального директора по региону занимает не менее 6 лет — для западных компаний это фантастически быстрый путь наверх. Также я часто сталкиваюсь с неадекватными зарплатными ожиданиями: некоторые выпускники не готовы работать меньше чем за $1000, хотя практических навыков — ноль. Лишь 50% соискателей реально себя оценивают и понимают, что надо сначала показать результат, чтобы получить признание и хорошую зарплату.


CF: Каковы «адекватные» зарплатные ожидания на стажерских позициях?


М.С.: $400-$500 в зависимости от отдела и сути позиции.


CF: Но помимо работы на стартовой позиции в компании уровня Coca-Cola у выпускника есть и другие возможности — например, его могут позвать менеджером в компанию малоизвестную, предложив довольно высокую зарплату…


М.С.: Зато в будущем у него могут возникнуть проблемы. Я знаю многих людей, которые из небольших фирм пытаются попасть на аналогичные позиции в крупные известные компании и терпят фиаско. Миниатюрные бизнес-процессы малого бизнеса неприменимы для больших корпораций. На этапе окончания вуза надо думать о своей «продаваемости» на рынке труда в будущем. Для правильного построения карьеры стартовая позиция в крупной транснациональной компании с известным брендом будет более полезна. Если, работая менеджером в маленькой компании, вам придется учиться на своих ошибках, что не всегда правильно, то, придя к нам на стартовую позицию, вы будете учиться на опыте компании с отработанными десятилетиями бизнес-процессами и гарантией качественного профессионального и карьерного развития.


www.e-Graduate.ru
Информация предоставлена партнером ООО «Крэйн», компанией Graduate