Статьи

Алина Мезенева
www.JobFair.ru

Благодаря грамотно написанному резюме о Вас смогут составить ясное представление. Разумеется, важно, чтобы первое впечатление было хорошим. Поэтому, перед тем как писать резюме, подумайте о том, куда Вы его отправляете, кто его получит, как оно будет воспринято и не попадет ли в дальнейшем в мусорную корзину. Не стоит забывать о том, что даже незначительная ошибка может послужить отказом при приеме на работу.


Итак, первое правило. Резюме должно быть обязательно набрано на компьютере в любом текстовом редакторе. Помимо того, что это правило делового этикета, это еще и показатель того, как хорошо Вы умеете пользоваться компьютером. Не допускайте орфографических, пунктуационных, грамматических, фактических и прочих ошибок! Чтобы все получилось, необходимо много раз перечитать свое резюме, просить друзей и родственников проверять каждое слово, каждый пробел, размер шрифта и межстрочный интервал.


Резюме должно быть честным. Ведь все, что Вы укажете в своем резюме, Вам, возможно, придется подтверждать при встрече с работодателем. И будет не очень приятно, если Вы не сможете чего-то объяснить. Резюме должно состоять из 1-2 страниц и освещать следующие аспекты:

  1. Фамилия, Имя и Отчество
  2. Контактная информация
  3. Цель
  4. Образование
  5. Опыт работы
  6. Профессиональные навыки и знания
  7. Профессиональные сертификаты
  8. Личные данные


Слово «резюме» в качестве заголовка писать неправильно, лучше напишите 18-20 шрифтом по центру Ваши фамилию, имя и отчество. Непосредственно слова «фамилия», «имя» и «отчество» писать тоже не нужно.
Если Вашей кандидатурой заинтересуются и пригласят Вас на собеседование, то непременно с Вами свяжутся. В разделе контактная информация обязательно указывайте свои телефоны, с пометками «домашний», «сотовый». Укажите также адрес электронной почты и домашней страницы (URL). Указывать домашний адрес желательно, но необязательно. Можно ограничиться районом или станцией метро. Одним словом, напишите те средства связи, по которым Вас можно быстро найти, не забудьте про номер ICQ и пейджер (если имеется).


Цель
Укажите в этом разделе название конкретной позиции, на которую Вы претендуете. Если Вы еще не определились с вакансией, обязательно укажите сферу деятельности, которая Вас интересует, или отдел компании. Помните, чем яснее будет Выражена Ваша цель, тем лучшее впечатление Вы сможете произвести на работодателя. При этом не забывайте, что цель должна уместиться в одно или два предложения.


Образование и Опыт работы
Эти два раздела во многом схожи. Обратите внимание: сведения в данных разделах следует перечислять в обратном хронологическом порядке. То есть, информация должна следовать от свежих к более старым данным.


Образование
Напишите Вашу специализацию, название учебного заведения, в котором получали образование, и дату окончания или укажите, на каком курсе Вы учитесь. Перечислите все награды различных конкурсов, олимпиад, конференций, курсов, в которых Вы принимали участие во время обучения.


Опыт работы
Здесь необходимо написать сведения о предыдущих местах Вашей работы. Укажите месяц и год поступления на работу, месяц и год увольнения, название фирмы, сферу деятельности организации, Вашу должность и обязанности. Укажите информацию о своих успехах на предыдущих местах работы, но не увлекайтесь и не преувеличивайте свои достижения. Помните, Вам придется подтверждать все, что напишете, на личном собеседовании.


Профессиональные навыки и знания
В данном разделе Ваша задача - убедить работодателя, что Вы подходите именно для этой должности и именно в этой компании. Акцентируйте внимание на тех специфических знаниях и навыках, которые могут быть полезны для построения карьеры именно в этой компании.
Ясно, что чем больше этих знаний, тем больше у Вас перспектив. Но не стоит указывать здесь те навыки, которые пригодились бы Вам в домоводстве (курсы кройки и шитья, вышивание и оригами). Здесь Вы можете показать себя с лучшей стороны, но не стоит слишком перехваливать, будьте скромны, и профессионалы Вас оценят.
В данном разделе можно также указать:

  1. Уровень владения компьютером, специальными программами; здесь подойдут ваши компьютерные курсы, университетские программы и домашние необходимые знания. Стоит указать весь набор компьютерных функций. Лишними они не будут, так как в работе могут быть различные ситуации, которые потребуют от Вас не только профессиональных навыков.
  2. Владение оргтехникой (факс, модем, сканер, копировальное оборудование, офисная АТС и т. п.)


Вам обязательно понадобятся эти навыки. Может, не все сразу, но большая часть из них Вам будет просто необходима.
Не будете же Вы постоянно просить своих коллег отправить за Вас факс Вашему клиенту… Это просто глупо. Поэтому, учитесь всему и сразу. Но технику ломать не стоит. Надо бережно относиться к имуществу компании!


Профессиональные сертификаты
Обязательно укажите все ваши сертификаты и «корочки». Это может быть что угодно: и курсы иностранных языков, и курсы по компьютерным технологиям, и курсы повышения квалификации. Конечно, нужно соответствовать всем вашим «бумажкам».


Личные данные

  1. Дата рождения: согласитесь, будет очень приятно получить поздравления от коллег, не напоминая им о Вашем празднике.
  2. Возможность командировок: это сразу поможет понять будущему руководству Ваше отношение к поездкам, наличие необходимых документов (загранпаспорт, наличие визы), возможность отъезда из дома.
  3. Семейное положение, наличие детей. Это может иметь большое значение, не только как отрицательный момент (бывают случаи, когда фирма отказывает кандидату, особенно если это кандидатка с маленькими детьми в семье), но и как положительный: например, фирма, возможно, сможет предоставить гибкий график или облегченный режим работы в связи с вашим семейным положением.
  4. Наличие водительских прав. Вам может это сыграть на руку в том случае, если появится возможность предоставить Вам рабочий автомобиль, что никогда не будет лишним.


    Знание языков
    Укажите языки и уровень владения каждым из них (начальный/ продвинутый/ свободное владение). Наличие этих знаний будет играть огромную роль всегда и везде. Понятно, что чем Выше уровень владения языком, тем лучше. Если Вы занимаетесь на курсах какого-либо языка или собираетесь этим заняться, то обязательно укажите название курсов. Но следите за тем, чтобы ваши обещания не были пусты и имели под собой твердую почву. Особенно следует подготовить лексику по тому профилю, с которым Вы собираетесь работать. Ведь, согласитесь, в каждой сфере есть свои специфические слова и Выражения, поэтому лучше сразу их просмотреть, показать уровень своей подготовки. Важный момент: если Вы ищете работу в иностранном предприятии и владеете иностранным языком, то желательно написать резюме именно на этом языке (например, на английском или немецком).


    Рекомендации
    Есть такое понятие как рекомендации. Это рекомендательные письма, отзывы о Вас с предыдущих мест работы. Если на предыдущих местах работы у Вас не было никаких конфликтов и, с начальством Вы расстались не лютыми врагами, то, предварительно договорившись с ними, Вы можете оставлять их контакты или попросите этих людей написать о Вас положительную характеристику. Место для контактов в резюме должно находиться самым последним пунктом или прикладываться к резюме на отдельных листах.


    Оформление резюме тоже напрямую зависит от того, в какую компанию Вы устраиваетесь.
    Если Вы претендуете на позицию в банке, то резюме должно быть строгим, без излишеств, так как работа в банке предполагает такое поведение.
    Будьте проще. Цветной фон для резюме, разные шрифты хороши только в случаях, если Вы ищете работу в сфере дизайна или рекламы. Иначе все это будет интерпретировано как желание противопоставить себя другим кандидатам.
    Спорным вопросом является необходимость прикрепления своей фотографии к резюме. Это тоже напрямую зависит от позиции, на которую Вы претендуете. Если это должность для творческой личности, то не лишним будет приложить цветную фотографию. Это выделит Ваше резюме, и работодатель запомнит Вас визуально.


    Итак, Вы написали резюме. Дайте его почитать друзьям или родственникам. Прочитайте несколько раз сами. Наверняка, Вы найдете и лишние пробелы, и грамматические ошибки. Потом немного отдохните и заново проверьте все по пунктам:


    Грамотно ли составлено Ваше резюме?
    Указали ли Вы свой адрес, индекс или телефон?
    Ясно ли Вы определили цель при описании желаемой работы?
    Все ли даты при перечислении окончания курсов, университетов и мест работы Вы закрыли?
    (Очень распространенная ошибка: период времени, в который Вы не работали по какой-либо причине, надо обозначить, чтобы не было белых пятен в хронологическом перечислении).
    Верно ли Вы указали причины увольнения с прежних мест работы? (Ни в коем случае не пишите, что не сошлись с коллективом или что начальник был настоящим злодеем! Придумайте что-нибудь нейтральное).
    Не слишком ли Вы себя перехвалили? А может, Вы слишком занизили свои достоинства? Если на все вышеперечисленные вопросы Вы ответили «да», а на два последних – «нет», то нет сомнений в том, что Вы составили отличное резюме и, наконец, можете смело направлять его будущему работодателю.

    Алина Мезенева
    Cайт www.JobFair.ru, проект партнера ООО «Крэйн», компании GRP-Service