Статьи

Емеленко Елена, GRP-Service


Современные молодые карьеристы владеют большим объемом информации — газеты, журналы, различные мероприятия, посвященные карьере. Предложений для молодых и талантливых много, но как разобраться в этом огромном потоке? Наличие информации о ведущих компаниях и проводящихся в них стажировках еще не гарантирует успешное трудоустройство. На Западе — в противовес нашим традиционным «жизнь всему научит» и «на авось пройдет» — уже давно пользуется популярностью концепция «самоуправления», развития собственных навыков и умений (skills).


Именно умение управлять собой является для начинающего карьериста ведущим фактором, на основе которого работодатели принимают решение о приеме на работу.
В чем же заключаются основные составляющие навыков управления собой?


Знание собственного потенциала


Прежде чем достичь эффективных результатов в карьере, необходимо иметь четкое представление о собственных возможностях и потенциале. Адекватная самооценка — огромное преимущество при отборе кандидатов. Любой работодатель ждет от кандидата четкого представления о себе. Тем более что на интервью вам нужно показать свои лучшие стороны и качества, а недостатки обратить в достоинства. Все характеристики можно систематизировать в следующую структуру:

  • Мыслительные качества
    • Системность мышления — насколько хорошо вы работаете с большим объемом информации, структурируете данные.
    • Динамичность мышления — скорость и быстрота мышления.
    • Гибкость и нестандартность мышления — креативность, возможность генерировать новые идеи.
    Коммуникативные способности
    • Гибкость в общении — умение находить общий язык с разными людьми.
    • Способность выражать собственные идеи — умение донести свою мысль до каждого собеседника.
    • Развитие языка общения — какими способами выражения информации вы пользуетесь, активная ли у вас жестикуляция и мимика.
    Организаторские способности
    • Лидерские качества — способность вести за собой группу людей и организовать их для решения задач.
    • Способности планирования и прогнозирования — умение быстро распределять задачи, расставлять приоритеты и планировать работу.
    Личностные качества
    • Мотивация к достижению — всегда ли вы активны и инициативны, или это зависит от типа задач.
    • Ответственность за принятие решения — способность брать на себя ответственность за работу группы.


    Изучить себя, свои возможности, способности и особенности можно с помощью собственного наблюдения или обратной связи со стороны близких и друзей. Эффективным способом самоанализа являются тесты, например, CPI, орг.тест, КОТ и другие, а также ваши достижения и успехи во время обучения.


    Знание собственных целей и задач


    Целеполагание для российского студента все еще является сложным критериемпараметром. Далеко не каждый может самостоятельно поставить себе задачи — этому у нас не учат ни в школе, ни в университете. Тем не менее, при приеме на работу этот фактор является чуть ли не самым важным. Не каждый кандидат может легко ответить на вопрос: «Чего вы хотите достичь в профессиональной жизни через год, три года или пять лет?».


    Есть множество способов привести свои цели и задачи в порядок. Один из них — построение иерархии ценностей и целей. Способ очень простой и действенный. Сначала вы определяете свои глобальные цели. Обычно их получается не больше трех-четырех. Затем надо подумать, какие действия приводят к их достижению, например, научная или кандидатская степень, должность президента компании и так далее. Уровней промежуточных целей может быть множество. Главное — добраться до тех задач, которые можно достичь в настоящий момент. Другой метод: «иметь-быть-делать» — еще один прием, используемый в психологии. Суть его в том, что в каждой колонке на листе бумаги вы пишете то, что хотелось бы иметь (квартиру, машину, диплом и так далее), кем хотелось бы быть (самым известным, самым умным), а также — что бы хотелось больше всего делать (учить, писать, общаться с людьми и так далее). После этого можно посмотреть, профиль какой профессии больше всего напоминает это сочетание, а также сформулировать задачи для достижения результата.


    В любом случае молодой карьерист должен определить для себя наиболее эффективный способ постановки целей и задач.


    Средства деятельности успешного карьериста


    Это те знания, навыки и связи, которые позволяют развиваться и строить карьеру, то, что станет вашим конкурентным преимуществом перед другими кандидатами:

    • Общие знания рынка — понимание того, как построен рынок в мире, России, какие нужно выделять сферы и сегменты рынка, в чем их отличие и специфика, а также как происходит развитие карьеры в этих сегментах (консалтинг, ТНП, IT и так далее).
    • Владение технологиями поиска работы — информация о том, как происходит поиск работы, какие каналы поиска эффективны, как правильно написать резюме, сопроводительное письмо и так далее.
    • Профессиональные знания, приобретаемые во время обучения, — знание специализации.
    • Знания и навыки самопрезентации — как подать себя в лучшем свете на интервью, как выступить перед аудиторией, как вести себя в групповой дискуссии и так далее.
    • Навыки тайм-менеджмента.
    • Навыки работы с информацией.


    Список далеко не полный, но это те «киты», наличия которых требует от кандидата работодатель.


    Что ожидают от вас, когда речь идет об эффективных навыках самопрезентации?

    • Умение соответствовать корпоративному стилю компании. Гибкость кандидата, способность соответствовать корпоративному стилю компании, как внешнему виду, так и стилю общения. А это включает в себя возможность быстро найти информацию о компании, а также способность продумать соответствие позиции, занимаемой в компании, и стиля (как общения, так и внешнего вида). Соответствующий внешний вид важен и при публичном выступлении, но здесь все зависит от того, какой эффект вы хотите произвести на аудиторию. Например, чтобы выделиться и произвести ошеломляющий эффект, можно действовать по обратному принципу. При прохождении же кейс-стади или ассессменте нужно помнить, что здесь, в отличие от интервью, могут быть различные активные задания — выступления, игры и так далее, что тоже стоит учитывать при выборе одежды и обуви.
    • Умение пользоваться невербальными способами коммуникации — позы, жесты, мимика. Важно проанализировать собственные привычки и особенности, например, то, как вы ведете себя в момент напряжения — теребите ручку, смотрите в пол или трясете ногой. Определить наиболее эффективный способ сохранения спокойствия, чтобы избежать проявления вредных привычек (например, для тех, кто теребит ручку, заранее убирать ее в сумку). Нужно также понять, что поможет вам быть более уверенным — сложить руки перед собой, сцепив пальцы, попросить воды и так далее.
    • Умение прорабатывать содержание. Это навык, приобретаемый еще во время обучения, он связан с умением структурировать информацию. Лучшим советом будет проговорить про себя (например, по дороге домой) выступление и только после этого тезисно написать основное содержание.


    Говоря о навыках планирования времени — тайм-менеджменте, большинство работодателей имеют в виду способность сорганизовывать собственное время таким образом, чтобы успеть выполнить максимальное количество задач. Как это проверяется? Чаще всего, вам могут задать вопрос, чем вы занимались помимо учебы, как вам удается успевать делать одновременно несколько дел, есть ли у вас ежедневник и как вы записываете туда информацию. Важным индикатором также является опоздание или своевременный приход на интервью. В целом, можно говорить о нескольких составляющих навыков планирования:

    • Способность расставлять приоритеты — вовремя определить, что сейчас для вас важнее, например, позвонить другу или закончить написание отчета.
    • Способность использовать внешние источники фиксации информации — ежедневники, записные книжки и так далее.
    • Способность быстро переключаться с одной задачи на другую.

    И, наконец, навыки работы с информацией — насколько быстро вы сможете выделить главную мысль в тексте, найти решение задачи и так далее. Успешный карьерист владеет основными приемами работы с информацией:
    • Тезисный анализ: выделение темы сообщения, ключевых суждений, которые содержит данное сообщение, выводы, которые можно сделать на основании имеющихся посылок. Проверяется с помощью кейс-стади или некоторых тестов, используемых в западных компаниях.
    • Системность работы с информацией: умение видеть проблему не изолированно, а в контексте всей входящей информации. Это умение проверяется на интервью, когда работодатель просит рассказать об общей ситуации в экономике и связать это с ситуацией в компании.
    • Представление об основных этапах решения задач: понимание и анализ условий, генерирование вариантов и методов решения, выбор наиболее удачного решения, проверка правильности выбранного решения.
    • Способность к нестандартным решениям, использование скрытых свойств объектов при решении актуальных задач.


    От пассивного следования судьбе и обстоятельствам — к сознательному управлению собственной жизнью — это не девиз НЛП-технологий, а, скорее, принцип успешного карьериста. Это те представления, которые на Западе уже давно приняты всеми, о чем свидетельствуют многочисленные курсы по управлению собой — например, по тайм-менеджменту, — встроенные в учебные программы. В нашей компании тоже положено начало. Появилась первая школа для молодых карьеристов, обучающая навыкам построения карьеры и управления собой — Школа молодого карьериста. Марафон-2004 стал одним из первых масштабных мероприятий по построению карьеры, на котором каждый участник имеет возможность не только узнать обо всем этом, но и проработать необходимые навыки, стал. Ценность подобных мероприятий повышается не только из-за актуальности для молодежи, но и потому, что в качестве преподавателей и тренеров выступают менеджеры самих компаний-работодателей. Так что фактически учить молодых карьеристов будет сама жизнь!


    Информация предоставлена партнером ООО «Крэйн», компанией GRP-Service
    www.grp-s.ru